На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Медиакратия

49 подписчиков

Свежие комментарии

  • Харченко Александр
    Проклятье зели в действииНе ждать, пока вы...
  • Владимир Петров
    Крайне неприятная личность- как внешне, так и по деяниям своим. По- моему, это ничтожество переполошилось от заявлени...Не ждать, пока вы...
  • Eduard
    Бейте протестующих чаще!Кавелашвили прези...

Снова реформа образования. Теперь высшего

Пресс-служба профильного министерства 7 января подтвердила – Россию ждёт очередная реформа многострадальной системы образования. На сей раз Министерство образования и […]

The post Снова реформа образования. Теперь высшего appeared first on Медиакратия.

Пресс-служба профильного министерства 7 января подтвердила – Россию ждёт очередная реформа многострадальной системы образования.

На сей раз Министерство образования и науки намеревается за три года реформировать высшее образование. Причём полтора года реформы как бы уже прошло, и с 1 сентября 2026 года студенты начнут заниматься по новой системе. Причём, если верить министру Валерию Фалькову, реформа не будет откатом к какому-то из более ранних вариантов или простым отказом от Болонской системы. За три года планируют, потратив около 1,4 триллиона рублей в рамках специального национального проекта, осуществить коренное преобразование системы получения дипломов о высшем образовании. Но народ убеждаться в коренном характере реформы не хочет – имеющие отношение к процессу массово считают, что вся реформа ограничится тем, что «уберут бакалавриат».

Базовое, специализированное, профессиональное

снова реформа образования теперь высшего

Нынешние студенты доучатся по «старой» системе

Абитуриенты, которые станут студентами в 2026 / 2027 учебном году, смогут получить один из трёх видов высшего образования. Два вида будут прикладными, третий могут избрать те, кто хочет заняться наукой.

  1. Базовое высшее образование, в зависимости от профессии, займёт от 4 до 6 лет. Это образование является полноценным. Раньше его аналогом было пятилетнее (кроме врачей) «простое» высшее образование.
  2. Высшее специализированное образование (1 – 3 года) будет продолжением либо развитием базового образования как бы «вглубь», в пользу более узкой специализации.
  3. Профессиональное высшее образование, сроки которого неизвестны, будет обеспечивать подготовку кадров учёных.

Оно названо крайне неудачно. Это название как бы намекает на неполноценность двух предыдущих ступеней. Да и суть этой ступени слово «профессиональное» не передаёт. Лучше подошло бы что-то вроде «научное», ведь именно к научной карьере студенты будут готовиться в течение пока неопределённого времени.

Быстро хорошо не бывает

Рассуждать о достоинствах и недостатках новой системы можно будет только после её реализации, или хотя бы публикации подробных документов. Но кое-какие выводы можно сделать даже из довольно куцей информации пресс-службы Минобрнауки.

Безусловный плюс – отказ от Болонской системы де-факто (де-юре Россию исключили из неё в 2022 году, а Россия вышла из неё в 2023). Цель российского высшего образования – подготовка кадров для России, а не подготовка молодёжи к отъезду за рубеж. Стремиться нужно не к взаимному признанию дипломов с разными, преимущественно недружественными странами, а к созданию качественной результативной образовательной среды.

Хорошо виден и довольно жирный минус – скорость реформирования. Тот, кто хоть раз сталкивался с образованием как системой, знает – это Эверест бумаг даже в начальной школе. Многие бумаги являются плодом бюрократической фантазии, но без хотя бы новых (пускай переработанных) учебников, пособий, учебных планов и прочей профессиональной литературы.

Времена сейчас с точки зрения составления документов продвинутые. Состряпать любой документ, пусть даже и учебник, можно в достаточно короткие сроки. Но именно состряпать. Работа над учебником требует годы. Ещё годы требует его апробация – по нему должны поработать, выдать замечания, которые автор учебника должен учесть. Затем один учебник должен обрасти сопутствующими бумагами. Экономия времени в этом вопросе неминуемо приводит к потере качества. Наиболее видимый и понятный многим пример – школьные учебники истории. Их за последние годы написали много и все быстро, но лишь считанные из них являются качественными. С учебниками для вузов всё ещё сложнее.

Возможно, уместнее было бы свести реформу к административно-бюрократической части. Переименовать стадии обучения, специальности, изменить сроки обучения и потихоньку менять сам учебный процесс и его внутреннюю суть. Но это уж решать, в данном случае, даже не специалистам в области высшего образования, а потребителям – бизнесу, производству, госструктурам.

The post Снова реформа образования. Теперь высшего appeared first on Медиакратия.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх